Мальчик играет с куклой

У большинства из нас в подсознании заложено, что кукла — это игрушка только для девочек, и мальчики ни в коем случае не должны играть с ними. Но, между прочим, мальчикам в возрасте 2-3 лет ничуть не меньше нравиться играть с куклами: с радостью катают в коляске, кормят ее и укладывают спать. Можно сказать, ведут себя так же, как и девочки.

По утверждениям психологов, мальчишки, которые предпочитают играть с куклами, нуждаются в освоении человеческих отношений. Разнообразные конструкторы, машинки и всяческие игрушки, бесспорно, необходимы для детей, поскольку они развивают интеллект и учат работать с предметами. Но, помимо этого, еще немаловажным в детстве является эмоциональное развитие ребенка. Активность, воля, уверенность в себе и своих силах, доверие к окружающим, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.

Кукла дает вашему сыну различные возможности для освоения эмоциональной и социальной сфер жизни. Она позволяет ребенку действовать понарошку. Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет главное значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте. А еще не забывайте: кукла позволяет встать на позицию другого: «оживляя» куклу, мальчик наделяет ее чувствами, мыслями, желаниями и действиями. Играя с куколкой, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с иными людьми.

Функции куклы многообразны. К примеру, с ней ваш малыш может проигрывать всяческие конфликты, возникающие в его жизни. Это немаловажный этап в понимании ситуаций и выстраивании отношений с родителями. Все свои действия, которые встречают осуждение старших, мальчик вручает кукле: ругает ее за то, что она не кушает кашу или не хочет ложиться спать. Кроме того, подобные отыгрывания являются психологической защитой ребенка.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает традиционная игра в дочки-матери. В таком случае куклы у девочек обычно выступают в роли их детей. В подобных играх порой участвуют и мальчики в роли друга или папы. Игра дает им возможность проявить участие и заботу. Мужские роли могут быть и в остальных играх. Допустим, в игре в больницу: мальчик — врач, а кукла – пациент; при полете куклы могут быть пассажирами, а в игре в школу — ученицами. Детишки имеют возможность примерить к себе различные роли, и приобретает соответствующий социальный опыт. Игра с машинками или конструирование вряд ли дадут мальчишкам такую возможность.

Иной раз дети называют игрушку своим именем: мальчик. В этом случае игрушка словно становится вторым «я» и наделяется бесстрашием, которым пока не обладает сам ребенок. Поэтому и мальчикам, и девочкам нужны куклы, с которыми они могут себя отождествлять, наделяя их положительными и отрицательными качествами, и делиться какими-то радостями или горестями.

Но во взаимодействии младенца с куклой есть и противоположное влияние: образ какой-либо куклы «откладывается» в ребенке. В этом смысле образы немалых современных кукол, как для девочек, так и для мальчиков оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые не люди: человек-паук, Бэтмен, и им похожие или простые бойцы спецназа. Многие куклы для девочек «списаны» с подростков, сосредоточенных на косметике, нарядах и развлечениях. Конечно, такие однобокие, жестко заданные образы сильно сужают вероятные действия с ними и ограничивают развитие мальчики.

Удивительно, но для мальчиков и девочек кукольный мир по-всякому представляет образ мужчины. У мальчиков — это смелый, обвешанный оружием воин, у девочек же — нежный женственный принц. При таком неодинаковом подходе не стоит в дальнейшем удивляться, что взрослые женщины и мужчины настолько часто разочаровываются друг в друге.

В игре же пол куклы занимает абсолютно не главное место. Точнее, самой кукле не обязательно иметь пол: ребенок сам наделит ее теми качествами и признаками, которые ему необходимы. Кукле совершенно не нужны детально проработанные половые признаки, поскольку в игре главное — человеческие отношения, а не четкая дифференциация по половой принадлежности. Более того, такая детализация зачастую является травматичной для ребенка, акцентируя его внимание на не понятных пока вещах.

Помните, ребенок, девочка или мальчик, прежде всего человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Освоение отношений между людьми, понимание своих и посторонних эмоций, желаний, чувств, конечно же, нужны любому человеку, и поэтому не стоит лишать мальчиков игр с куклами. Ведь это для них необходимо.