Советы психолога. Масару Ибука «после 3-х уже поздно»

Важный период.

Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одаренный ученик, ко- торый без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой тянулся в хвосте, как бы ни старался.

В мои годы учителя поощряли нас примерно так: Умный ты или нет, это не наследственность. Все зависит от своих собственных усилий. И все же личный опыт ясно показывал, что отличник —всегда отличник, а двоечник —всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределен с самого
начала. Что было делать с этим несоответствием?

Я пришел к выводу, что способности и харак- тер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или то образова- ние и воспитание, которое он получает. Но до се- годняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных спо- собностей ребенка —это его личный опыт позна- ния в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один —дураком. Все за- висит от стимуляции и степени развития голов- ного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В дет-
ском саду воспитывать уже поздно.

Каждый ребенок может учиться хорошо —все зависит от метода обучения.

Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии и в настоящее время президент компании, занялся вопросами раннего развития человека. Причины частично общественные: мне совсем не безразличны сегодняшние бунты молодежи, и я спрашиваю себя, насколько совре- менное образование виновато в неудовлетворенности жизнью этих молодых людей. Есть и личная причина —мой собственный ребенок отставал в умственном развитии.

Пока он был совсем маленьким, мне и в голову не приходило, что ребенок, рожденный с такими отклонениями, может развиться в нормального образованного человека, даже если его правильно обучать с самого рождения. Глаза мне открыл доктор Шиничи Сузуки, утверждающий, что нет отсталых детей —все зависит от метода обучения.

Когда я впервые увидел, какие потрясающие результаты дал метод Воспитание таланта 23 доктора Сузуки, метод обучения малышей игре на скрипке, то очень пожалел, что как родитель не смог в свое время ничего сделать для собственного ребенка. Когда я впервые занялся проблемой студенческих беспорядков, то глубоко задумался о значении образования и пытался понять, почему наша система порождает столько агрессивности и неудовлетворенности. Сначала мне казалось, что корни этой агрессивности в системе университетского образования. Однако, углубляясь в пробле- му, я понял, что она характерна уже и для средней школы. Потом я изучил систему средней и младшей школы и в конце концов пришел к выводу, что и в детском саду влиять на ребенка уже позд- но. И неожиданно эта мысль совпала с тем, чем занимался доктор Сузуки и его коллеги.

Доктор Сузуки практикует свой уникальный метод уже 30 лет. До этого он преподавал в младших и старших классах, используя традиционные методы обучения. Он обнаружил, что разница между способными и неспособными детьми очень велика в старших классах, и поэтому решил попробовать заниматься с детьми более младшего возраста, а потом и с самыми маленькими, посте- пенно продолжая снижать возраст детей, которых обучал. Доктор Сузуки обучает игре на скрипке, потому что сам скрипач. Когда я понял, что этот метод можно успешно применять в любой обла- сти образования, я решил серьезно изучить про-
блему раннего развития.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев.

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: Нет. Единственная цель раннего развития —дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковы- ми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития —это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, что- бы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для 25 того, чтобы подготовить его в хороший детский сад и начальную школу. Главное —развить в ре- бенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни
и в мире.

Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит о его огромных потенциальных возможностях.

Я считаю, что раннее развитие связано с огром- ным потенциалом новорожденного. Конечно, но- ворожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности.

Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко. А детеныши животных, например собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вста- вать и идти.

Зоологи утверждают, что новорожденный ребенок отстает от новорожденного детеныша живот- ного на 10–1 месяцев, и одна из причин этого —человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения. 27

Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого детеныша животного прак- тически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка —как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок.

Структуры мозга формируются к трем годам.

Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.

Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, —это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70–0 процентов таких соединений. И по мере того, как они развиваются, возрастают 29 возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов свое- го взрослого потенциала, а к трем годам —80 процентов. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется лобные доли.

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоми- нать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуаль- ное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не об- разовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Робость малыша в присутствии незнакомых людей — доказательство развития способности распознавать образы.

Мне хотелось бы объяснить особое использование слова образ в моей книге.

Слово образ чаще всего используется в значении схема, устройство образца, модель. Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает ин- формацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого недоступен ребенку и придет к нему позже.

Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности — способность младенца различать лица людей. Мне особенно запомнил- ся один малыш, которого я увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был различать . 50 человек в возрасте, когда ему было всего чуть больше года. Более того, он не только узнавал их, но и давал каждому свое прозвище. 50 человек — цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому трудно запомнить 50 разных лиц в течение одного года. Попробуйте записать поточнее черты лица всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить одно лицо от другого аналитическим путем.

Распознавательные способности ребенка становятся очевидными примерно к полугоду, когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить знакомые лица, например мамы или папы, от незнакомых, и он ясно дает это понять.

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно».

Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются прогрессивными, полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте ребенок —эгоист и делает все только для своего удовольствия.

Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют принципу оставить в покое.

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того ни с сего ласковые мамы превращаются в грозных.

Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим, и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его Я. Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем дав- ление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Что может маленький ребенок

Взрослые понятия «трудно» и «легко» не годятся для детей

Мы, взрослые, берем на себя смелость утверждать, например, что эта книга слишком трудна для ре- бенка или что ребенок не может оценить по досто- инству классическую музыку. Но на каком основании мы делаем такие выводы?

Для ребенка, у которого нет четких, устоявших- ся представлений о том, что трудно или лег- ко —английский или японский языки, музыка Ба- ха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, —все должно начинаться одновременно, для него одинаково ново все.

Вывод, сделанный на основании чувств, не зави- сит от знаний, напротив, знание может стать пре- пятствием для чувств. Наверное, многие, глядя на знаменитую картину, говорили про себя: Она прекрасна! —хотя на самом деле она вас совсем не тронула, ее ценность для вас —только в имени художника и в ее цене. А ребенок, напротив, всегда честен. Какой- нибудь предмет или занятие полностью поглощают его внимание, если это ему интересно.

Для ребенка проще запомнить «голубь», чем «девять».

Мне вспоминается один случай, когда у меня в го- стях был мой двухлетний внук, которого я давно не видел. Он посмотрел в окно, показал мне неоновые вывески и гордо сказал: Вот это „Хитачи», а это „Тошиба». Пытаясь скрыть свой восторг, я решил, что мой внук в два года уже может прочесть китайские иероглифы Хитачи и Тоши- ба. Я спросил его маму, когда он выучил китайский алфавит, и тут выяснилось, что он не читал Хитачи и Тошиба по-китайски, а просто запомнил торговые марки как образы и так их раз- личал. Надо мной все смеялись, как над глупым, любящим дедом, но я уверен, что такое бывает у многих.

Недавно я получил письмо от 28-летней мамы из Фуджисавы, которая прочла в еженедельнике серию моих статей о раннем развитии. Из ее письма я узнал, что ее старший 2,5-летний сын начал запоминать марки автомобилей, когда ему было около двух лет. Уже через несколько месяцев он 36 мог легко назвать около 40 автомобилей и японских, и иностранных марок, иногда он мог даже назвать марку машины, которая стояла под чехлом. А немного раньше, наверное под влиянием телепрограммы Экспо-70, он начал запоминать флаги разных стран и теперь мог узнать и правильно назвать флаги 30 стран, включая такие, как флаг Монголии, Панамы, Ливана, —флаги, которые и взрослый вспомнит с трудом. Этот пример говорит о том, что у детей есть одно качество, которого давно нет у взрослых.

Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализированием, этому ребенок научится значительно позже. Прекрасный пример, подтверждающий эту гипотезу, —способность младенца узнавать лицо своей мамы. Многие малыши начинают плакать, если их берут на руки незнакомые люди, и успокаиваются и улыбаются на руках у мамы.

В качестве эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в нашей Ассоциации раннего развития. Трехлетние дети легко запоминали такие сложные китайские иероглифы, как голубь или жираф. Дело в том, что для ребенка, который без особых усилий запоминает даже малейшие изменения в выражении лица, трудные китайские иероглифы —не проблема. В отличие от абстрактных слов, таких, как девять, он может легко запомнить слова, обозначающие конкретные предметы, такие как жираф, енот, лиса, как бы трудны они ни были. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок может обыграть взрослого в карты. Если взрослому сознательно приходится запоминать место, число и картинку, то ребенок обладает замечательной образной памятью.